пред. след. стартстоп

Айки

Айки, первая часть слова Айкидо, состоит из двух китайских иероглифов: ай, который означает «встречаться, смешиваться, присоединяться, гармонизировать», и ки, слова со множеством значений, означающего в данном случае «дух» и «настроение». Айки было всегда центральной темой азиатской философии. Однако Морихей Уесиба объявил, что его интерпретация айки гораздо шире, чеи интерпретация прошлого, и определил айки следующим образом:

Айки - это универсальный принцип, который сводит все вещи воедино; это оптимальный процесс объединения и гармонизации, происходящий во всех сферах, от бескрайнего Космоса до мельчайшего атома.

Айки - это великий замысел Космоса; это жизненная сила, которая связывет материальные и духовные аспекты творения. Айки - это поток природы.

Айки обозначает единство тела и духа и представляет собой проявление этой истины. Более того, айки дает нам возможность привести к гармоничному единству небо, землю и человечество. Айки означает «жить вместе в гармонии», в состоянии взаимного согласия. Айки - это высшая социальная добродетель. Это сила примирения, сила любви.

Айки в видении Морихея очень близко понятиям западной философии объединенность и гармония. Интеграция, объединение - тела и духа, себя и другого, человечества и природы, красоты и правды - это условие, к которому должны стремиться все люди. Единство - это также моральное состояние: тот, кто един, может действовать самым лучшим и самым честным способом.

Гармония - это «соответствие одного другому». Мудрецы Запада также постигли гармонию сфер и процесс, в котором все элементы сами организуются в великое целое. Гиппократ писал: «Все вещи находятся во взаимном соответствии». На языке современной физики это звучит так: «количество позитивнойэнергии во Вселенной в точности равно количеству негативной энергии; Вселенная представляет собой (и всегда представляля) совершенно уравновешенную энергетическую систему».

Интуитивное знание того, что «все вещи находятся во взаимном соответствии», было общим убеждением как на Востоке, так и на Западе. Трагическим образом современная цивилизация была отравлена ошибочным утверждением, что жизнь - это всего лишь интенсивное соперничество между видами, в котором выживает только сильнейший. Бесспорно, жизнь - это всегда испытание, и люди, чтобы выжить, должны быть физически и ментально приспособленными (это одна из причин, почему мы занимаемся Айкидо). Однако пагубная точка зрения на наше существование как на постоянную битву с врагами, которых нужно либо покорять, либо полностью уничтожать, явилась прямой причиной эксплуатации и разрушения как человечества, так и окружающей среды, с такой силой проявившихся в девятнадцатом и двадцатом веках.

Упор на необходимость быть «победителем» любыми средствами и любой ценой по большей части уничтожил благородный идеал «спортивного мастерства» в современной атлетике. Морихей писал: «Спорт в наши дни хорош только для физических упражнений - он не тренирует всего человека. С другой стороны, практика айки воспитывает отвагу, искренность, верность, великодушие и красоту, а также делает тело сильным и здоровым». В традиционном Айкидо нет формальных соревнований, а поэтому нет

«победителей» и «побежденных». Многим людям очень сложно принять эту позицию. Даже некоторые из самых близких учеников Морихея не соглашались с мастером по этому поводу. Они настаивали на организации определенного рода соревнований. Которые проводились бы либо в форме турниров по Дзюдо, либо по бальной системе олимпийских состязаний.

Однако Морихей до самого конца придерживался мнения, что айки - это сотрудничество. В каждом упражнении Айкидо партнеры по очереди становятся нападающими и защищающимися, победителями и побежденными. Таким образом, тренирующийся очень многому учится, на собственном опыте постигая обе стороны уравнения Айкидо. Посторонние наблюдатели (а иногда и сами ученики) часто замечают: «Техники Айкидо работают только в том случае, если твой партнер сотрудничает с тобой». Это именно так. Риндзиро Сирата Сенсэй объяснял айки так: «Живя в гармонии, давайте возьмемся за руки и достигнем финишной черты вместе».

Айки, как средство исцеления, означает возвращение к жизни и прилив энергии. Лучшие доктора любых культур понимали, что правильный диагноз по большей части зависит от настроенности на пациента, позволяющей почувствовать, что на самом деле пациента беспокоит. Только после этого могло быть предложено соответствующее лекарство. (В старые времена в Японии определенный тип айки использовался для приведения в чувство людей, потерявших сознание в результате несчастного случая или комы.) Морихей часто говорил о целительных восстанавливающих свойствах тренировок айки: « После хорошей работы у вас должно быть больше энергии, чем было в начале!»

Существует еще одно значение айки, самое важное для истинной гармонии: совершенное единство мужчины и женщины, блаженное состояние полной физической и духовной близости. (В китайских трактатах, посвященных сексу, термин айки ипользовался для обозначения наивысшего сексуального переживания.) Естественное и чистое объединение мужского и женского принципов лежит в основе всего творения. Не следует ошибочно принимать либидо за простое вожделение. Скорее его нужно понимать как искреннее стремление к интеграции и реализации. Мужчина и женщина остаются бесплодными до тех пор, пока не объединятся. Желание стать едиными, восстановить первичное единство - вот цель Айкидо (и всех остальных искусств).

Подобным же образом существует своего рода айки эмбриологии: идеальный ребенок зачинается, когда оба родителя находятся в полной гармонии, поистине едины телом и душой. Если родители остаются в согласии в период беременности, то плод питается айки, качеством, которое бьется в сердце матери и течет вее крови.

Технически айки - это «совершенный тайминг». В додзё человек пытается плавно объединиться с атакующей силой, используя лишь необходимое количество движения, баланса и силы. В повседневной жизни человек старается как можно лучше приспособиться, реагируя на различные жизненные испытания с острым чувством айки.

Данная статья печатается с любезного разрешения

Вице-Президента МЕАФА, Президента Федерации Айкидо Узбекистана,

6-го дана Айкидо Айкикай. Сенсея Халидова Рашида Бакиевича